Банки выступили за введение услуги оспаривания переводов через Систему быстрых платежей

Система, где клиент не имеет возможности быстро вернуть отправленные по ошибке средства, не в состоянии конкурировать с картами, считают в банках

Банки выступили за введение услуги оспаривания переводов через Систему быстрых платежей

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 16:17

Банки обнаружили отсутствие в Системе быстрых платежей Центробанка возможности оспаривать переводы. За введение услуги выступили ВТБ, Промсвязьбанк, «Русский стандарт» и МКБ. В разговоре с РБК представители банков отметили, что это необходимо для защиты пользователей от мошенников. Система, где клиент не может оперативно вернуть отправленные по ошибке деньги, не сможет конкурировать с картами, считают они.

Оператор Системы быстрых платежей уже пообещал ввести эту услугу к началу следующего года. Оспаривание переводов, или чарджбэк, есть у международных платежных систем, например Visa и Mastercard. Операцию можно опротестовать в банке-плательщике. В случае если пользователь может доказать свою правоту, деньги автоматически списываются со счета получателя. Но добиться возврата денег у классических платежных систем тоже не так просто, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.

— Центробанк при создании системы не закладывал то, что будет значительный объем мошенничеств с использованием Системы быстрых платежей и в целом значительный объем транзакций, которые были совершены клиентами по ошибке. Так же, как и у международных платежных систем, которые упомянуты: Visa, Masterсard и несколько других. Оспорить транзакцию, которую клиент лично подтвердил, например, введя проверочный код из СМС, достаточно проблематично. Пока говорить о том, что есть какие-то массовые случаи либо мошенничества, либо ошибочных транзакций, которые клиент не может оспорить, не приходится.

— Понятно, что такое оспаривание может обезопасить пользователей, но можно ли использовать эту услугу во вред?

— На самом деле, довольно трудно представить, как система оспаривания может принести какой-либо вред, поскольку даже если она будет введена, то будет некий арбитраж, то есть средства не будут сразу возвращаться по первому требованию. Платежная система будет блокировать эти средства и дальше инициировать разбирательства с привлечением как банка — участника СБП, из которого направлен платеж, так и банка-получателя, если это разные клиенты; или если клиент один, то будут также привлекать этих клиентов. Только в процессе разбирательств будет установлена правомерность зачисления, и в этом случае платеж будет проведен либо же он будет оспорен и в транзакции будет отказано.

Оператор СБП, Национальная система платежных карт (НСПК), планирует упростить и ускорить процедуру классического чарджбэка для работы своей системы. Компания может адаптировать современную систему платежной системы «Мир» «Диспут Плюс»: там потребительские споры решаются в период от часа до нескольких дней.

Представитель Райффайзенбанка в интервью РБК отметил, что процедура возврата средств после электронных переводов усложнит работу оператора — в итоге банки могут ввести комиссию на переводы через СБП. Ситуацию комментирует директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Виталий Костюкевич.

— По карточным платежам такие виды страхования есть, они связаны как с утерей карты, так и с какими-то несанкционированными операциями, в том числе какими-то диспутными. На рынке сейчас в принципе продуктов для СБП в страховании нет. Вполне возможно, что принятие в такой реализации, если расходы будут перекладываться на банк, то вполне вероятно, что страховые компании какой-то продукт такой выпустят. Сейчас я думаю, что до того момента, пока НСПК не определится, за счет чьих средств будет восстановление этих убытков, банки не будут повышать комиссию, все будет зависеть от того, какая будет схема использования НСПК. Но вполне логично, что повысят. Если будет система, когда все будет перекладываться непосредственно на банк в полном объеме, то банки для минимизации своих расходов могут пойти на увеличение стоимости переводов по СБП. Сейчас у большинства банков эти переводы бесплатные. В частности, наш банк с марта вообще обнулил тарифы. То есть если у некоторых банков до 100 тысяч рублей бесплатно, а свыше 100 тысяч уже списывается комиссия, от полупроцента и выше, то у нас ее нет. Если у нас будут какие-то убытки, связанные с тем, что нужно будет возмещать клиенту денежные средства в результате диспутных операций, то мы будем вынуждены как-то повышать эту комиссию.

— Вопрос, насколько, значительно или нет?

— Я думаю, что это повышение не больше 0,5%, иначе это уже превратится в бизнес с пластиковыми картами международных платежных систем, потому что в среднем у международных платежных систем 1-1,5% берут банки комиссию за переводы. Если аналогичная комиссия будет за Систему быстрых платежей, то она уже не станет такой привлекательной для клиентов.

— Некоторые участники рынка говорят, что это вообще все лишняя морока, трата денег на логистику и не такая уж популярная тема. Она действительно очень нужна или можно обойтись?

— С моей точки зрения, она нужна, и она более активно нужна будет, когда начнутся c2b-операции, то есть активная оплата по QR-кодам. Понятно, что если мы оплачиваем по c2b на заправках каких-то крупных, то это достаточно добросовестный продавец услуги, и там, если будет какая-то операция, велика вероятность, что денежные средства вернутся. А когда мы говорим про каких-то мелких индивидуальных предпринимателей, которые на рынке торгуют, то здесь уже вероятность того, что деньги будут возвращены, минимизируется.

С 1 мая через Систему быстрых платежей можно бесплатно переводить до 100 тысяч рублей ежемесячно. Это касается переводов как друг другу, так и между своими счетами, открытыми в банках — участниках СБП. На этой неделе система подключила функцию зачисления зарплат по номеру телефона.

Источник: bfm.ru