Расходы бюджета из-за COVID-19 покроют резким увеличением акциза на сигареты и ростом налогов?

Минфин, кроме того, решил со следующего года повысить в 3,5 раза налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов, пишет «Коммерсантъ»

Расходы бюджета из-за COVID-19 покроют резким увеличением акциза на сигареты и ростом налогов?

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 12:36

Минфин придумал, как поправить бюджет после пандемии более чем на 1,8 трлн рублей. В числе планируемых изменений ранее анонсированные: введение НДФЛ на доходы с депозитов и облигаций, а также переход к прогрессивной шкале.

Еще одна чувствительная мера: запланировано повышение акциза на табачные изделия сразу на 20%. Обычно рост акцизов составлял 3-5% в год. Это будет самое большое за всю историю отрасли в России увеличение ставки акциза, говорят участники рынка. Пачка сигарет подорожает в среднем на 20 рублей.

Но планы Минфина собрать побольше денег с табачников не сбудутся — и не потому что россияне станут меньше курить из-за подорожавших сигарет, говорит директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco Александр Александров.

Александр Александров директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco «Повышение, которое предлагает правительство, — это рекорд. На наш взгляд, это достаточно рисковое мероприятие по нескольким причинам. Такое большое повышение приведет к значительному росту нелегальной продукции. При наличии альтернатив нелегальных поставок из стран Таможенного союза, где сигареты, наверное, в два раза дешевле, чем легальные российские, произойдет очередной скачок роста нелегального рынка. Это приведет к потере легальных объемов и к потере налогооблагаемой базы. И в итоге планы правительства по увеличению доходной части бюджета за счет 20-процентного роста акциза будут нивелированы. Мы считали, мы моделировали ситуацию по повышению акциза, и оптимальный вариант находится в районе от 8% до 12%. В этом случае бюджет может получить 630 млрд поступлений акцизов. За последние пять лет стоимость сигарет увеличилась в несколько раз, и начиная с 2015 года, когда уровень нелегальной продукции находился в пределах 1-2%, он вырос к 2020 году до уровня 13-15%. Сейчас основная часть стоимости сигарет — это косвенные налоги, которые включают в себя акциз и НДС. Она для сигарет нижнего ценового сегмента достигает 70%, а для более дорогих находится в пределах 45-50%. Это доля, которую получает государство».

Налоговые изменения по планам Минфина затронут и крупный бизнес. Как пишет газета «Коммерсантъ», «в секретном режиме» Минфин решил со следующего года повысить в 3,5 раза налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов. Акции некоторых металлургических и химических компаний отреагировали падением на Мосбирже.

Также Минфин намерен пересмотреть параметры ряда льгот для нефтяников, изменить параметры налога на дополнительный доход от добычи углеводородов и ряд других мер. Если эффект для бюджета и будет, то краткосрочный, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов. По его мнению, повышение налогов неизбежно приведет к снижению экономической активности и, как следствие, последующему спаду ВВП.

Расходы бюджета из-за COVID-19 покроют резким увеличением акциза на сигареты и ростом налогов?

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» «Оборотной стороной является то, что нефтяники могут отказаться от реализации многих ранее запланированных проектов. Естественно, если налоговая нагрузка окажется непосильной для нефтяных компаний, первое, что пойдет под сокращение, — это инвестиции в будущую добычу. Как следствие, у нас начнет падать добыча нефти, что достаточно драматично не только для нефтяной отрасли, но и для бюджета в целом. Последствия каких-то серьезных решений в налоговой сфере не всегда совпадают с тем, что ожидают инициаторы этих последствий. Мы прекрасно знаем, что, когда была повышена фискальная нагрузка на индивидуальных предпринимателей несколько лет назад, у нас вдруг за короткое время 400 тысяч индивидуальных предпринимателей исчезли. В области добычи минерального сырья работают крупные компании, возможно, им придется пересмотреть свою стратегию, и не факт, что этот пересмотр приведет к тому, что поступления в бюджет вырастут. Когда экономический рост отрицательный, когда привлекать крупные средства достаточно сложно, большой альтернативы у государства нет. Государству необходимо либо нарастить налоговые поступления, либо сократить расходы. Оба решения достаточно болезненные. Рост налогов тормозит и без того тормозящую экономику и наносит удар по бизнесу. Сокращение расходов, соответственно, ведет к тому, что многие бюджетозависимые граждане, многие бюджетозависимые бизнесы начинают испытывать те или иные проблемы. Поэтому в любом случае это компромисс, и компромисс достаточно тяжелый и неприятный. Но дефицит федерального бюджета составляет около 5%, заметно больше, чем условно безопасный уровень 3%, поэтому, скорее всего, придется действовать по двум направлениям».

Правительство также решило пойти на резкое увеличение госзаимствований для поддержки экономики и покрытия дефицита федерального бюджета. В результате уровень госдолга к концу 2023 года превысит 21% ВВП, сообщает РБК. По итогам прошлого года он составлял 12,3%. В структуре госдолга большую часть составят внутренние заимствования.

Пакет бюджетных документов рассмотрят на заседании правительства 16 сентября. До конца месяца проект трехлетнего бюджета должны внести в Госдуму.

Источник: bfm.ru