Академики РАН о последствиях аварии на ТЭЦ-3

Академики РАН о последствиях аварии на ТЭЦ-3

15 сентября состоялось очередное заседание президиума РАН, один из главных вопросов повестки – экологическая ситуация на Таймыре и окончание первого этапа Большой Норильской экспедиции.

15 сентября на заседании президиума РАН с докладом о Большой
Норильской экспедиции (БНЭ) выступил Валентин Николаевич Пармон,
научный руководитель БНЭ, председатель Сибирского отделения РАН.
В начале выступления он напомнил, что 29 мая на ТЭЦ-3
Норильско-Таймырской энергетической компании произошла авария:
разгерметизировался резервуар, из-за чего в окружающую среду
попало более 20 000 тонн дизельного топлива. Компания «Норникель»
инициировала проведение комплексной научной экспедиции на Таймыре
совместно с Сибирским отделением РАН. 23 июля был отправлен
первый отряд «Большой Норильской экспедиции».

Для экспедиции были поставлены следующие задачи: исследовать
состояние поверхностных вод, почвы и растительного покрова,
донных отложений, многолетних мерзлых грунтов, проблемы
биологического и зоологического многообразия. Сама экспедиция
разделена на два этапа: первый – экспедиция, второй – работа с
собранным материалом. По завершению второго этапа учёные
предоставят предложения по наилучшим природосберегающим решениям
для деятельности промышленных компаний в Арктическом регионе.
Первый же этап, по сообщению академика, завершён.

В работе первого этапа было задействовано 38 человек из пяти
экспедиционных отрядов.

 

Академики РАН о последствиях аварии на ТЭЦ-3

Из презентации В.Н. Пармона

За время экспедиции было собрано около 500 проб более чем в
100 точках отбора, в большей мере, пробы были взяты
непосредственно у места разлива нефтепродуктов. На слайде В.Н.
Пармон продемонстрировал места сбора материалов для исследования.

Академики РАН о последствиях аварии на ТЭЦ-3

Из презентации В.Н. Пармона

Как сообщил докладчик, места вблизи аварии исследовались с
большей тщательностью, особенно, исток реки Пясины и
место, где ранее находился аварийный резервуар №5, сейчас
сам резервуар демонтирован. "Были масштабные геофизические
обследования места разлива дизельного топлива. Они проводились, в
основном, методом электротомографии и георадиолокационных
наблюдений» — комментирует Валентин Пармон.

Несмотря на то что ПАО «НТЭК» во время экспедиции уже вела
природоохранные работы, такие как: снятие загрязнённых грунтов,
отсыпка нового, расстановка боновых заграждений, промывка
загрязнённых почв, видны следы загрязнений на водной поверхности,
речных отложениях, прибрежных камнях и торфах, отразилось это и
на ph, среда воды оказалась кислой.

В конце выступления академику задали вопросы, в том числе:
будут ли востребован результат? — "Да, безусловно, будет, потому
что Росприроднадзор в соответствии с нашим федеральным законом
будет требовать восстановления состояния природы до исходного», —
говорит академик В.Н. Пармон. В дополнение учёный
сообщил, что экспедиция позволит выявить какая ситуация была до
происшествия, в частности, накопленный вред, связанный с
функционированием Норильского комбината, который  был
построен ещё до войны и до сих пор использует старые технологии,
из-за чего идут огромные выбросы диоксида серы.

Фото: Будни Большой
Норильской

Источник: scientificrussia.ru